Зачем математику брать совершенно противоположный предмет – основы духовно-нравственной культуры народов России. Знаем, что в школе открыта комната духовной культуры, как реагируют дети и как к этому относится РПЦ?
Есть такой феномен, когда выдающиеся ученые физики и математики были глубоко верующими людьми. Альберт Эйнштейн говорил: “Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем больше мы приходим к выводам, которые можно разрешить только верой”. Можно сказать, что и я после нескольких десятков лет преподавания точной науки стала ставить перед собой метафизические вопросы. И когда Министерство просвещения РФ ввело курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», посмотрев его содержание, я поняла, что не могу пройти мимо, хочу преподавать этот предмет. К тому же на тот момент наша школа наладила активное сотрудничество с Новомосковским благочинием и мы вместе проводили многие мероприятия духовно-нравственной направленности. Мы создали экспозицию, подобрали методические материалы с помощью детей и родительской общественности, администрации школы и Благочиния.
Сегодня это уникальное музейное пространство, поэтому оно вызывает такой интерес у представителей РПЦ и поэтому священнослужители частые гости на наших воспитательных событиях. Я считаю, что «Основы духовно-нравственной культуры народов России» нужный предмет. Он учит уважать свои истоки и традиции, учит толерантности и религиозному миру, открывает юному человеку мир культуры и нравственности.
У вас очень большой педагогический опыт – больше 40 лет. Отличаются ли дети? Как стараетесь с ними говорить на одном языке?
Безусловно, дети изменились, потому что изменилось само общество. Если раньше было важно, чтобы человек просто приносил пользу обществу, то теперь детям выдают некий карт-бланш. У них должен быть свой путь, свой выбор, никто не вправе навязывать им своё мнение, в том числе родители и учителя. Современные дети более открыты, эмоциональны, более прагматичны и свободны, у них нет авторитетов. Конечно, даёт о себе знать и жизнь в цифровом мире. Гаджеты становятся как бы дополнением к мозгу, в результате дети не способны воспринимать большие объёмы информации, мышление становится клиповым.
Но с другой стороны, нынешние дети отлично владеют информационными технологиями, что во многом заменяет им навыки анализа и критического мышления. Мне кажется, настоящий педагог может найти общий язык с любым поколением детей. И секрет здесь достаточно прост — искренне интересоваться проблемами и увлечениями ребят, уважать их выбор и позицию, не боятся признать собственные ошибки, помогать, когда нужно, иначе говоря, не быть равнодушным.
Часто дети недополучают внимание в семье и приходят ко мне со своими трудностями, надо всегда выслушать и помочь советом или делом. К так называемым «трудным» детям тоже можно найти подход, часто даю им общественные поручения и они с удовольствием проявляют себя в социальной жизни. Каждому — даже двоечнику — нужна ситуация успеха и я пытаюсь её создать.
Надежда Ивановна, расскажите подробнее про свою школу?
Наша школа № 6 не является лицеем или гимназией — это обычная массовая школа Северного микрорайона города Новомосковска со всеми вытекающими обстоятельствами: непростой контингент учащихся и родителей, отсутствие сверхсовременной инфраструктуры, типичные социальные проблемы городской окраины. Однако наш педагогический коллектив во главе с директором Ю.М.Корольковой находится в постоянном творческом и педагогическом поиске, стремится сделать жизнь школы интересней, насыщенней и комфортней для учащихся.
Расскажите подробнее о достижениях школы.
Самое яркое и запоминающееся достижение — это, конечно, победа нашего ученика Данилы Балашова, у которого я была классным руководителем, под научным руководством нашего директора, учителя обществознания Ю.М.Корольковой в конкурсе Совета Европы «Неделя творцов европейского наследия». В 2019 году Данила и Юлия Михайловна представили Россию в Европарламенте с культурологическим исследованием о главной достопримечательности нашего города «Истоке Дона». Так в Европе узнали о небольшом городе в России, где бёрет начало великая русская река.
Следующий крупномасштабный проект — «Музейная педагогика». Наша школа уже несколько лет является базовой площадкой кафедры воспитания ИПК и ППРО ТО по проблемам культуры в образовании и формирования российской гражданской идентичности. И мы задумались, а как интересно, интерактивно, а главное, эффективно формировать у подрастающего поколения чувство сопричастности судьбам родины, смотивировать детей и подростков знать её историю и культуру. Так и родилась идея проекта «Музейная педагогика» — создавать в школе разнообразные тематические музейные пространства, чтобы вызвать наглядный живой интерес. Сегодня в школе созданы комната боевой славы, комната традиционной народной культуры, комната духовной культуры, пространство истории школы. Причём к формированию фондов школьных музеев подключились все: дети, родители и педагоги. Это нас настолько вдохновило и сплотило, что успех нашего проекта привлек внимание многочисленных социальных партнёров — Благочиния, союзов ветеранов, общественных организаций. Поистине школа стала социокультурным центром микрорайона. Наш проект «Музейная педагогика» вошёл в 30-ку лучших социальных проектов по версии Президентского клуба лидеров «Эльбрус» и был представлен в Общественной палате Российской Федерации.
Ваша школа имеет успехи в грантовых конкурсах. Расскажите об этом.
– Это действительно так. Первый раз мы выиграли грант в 2020 году и создали на полученные средства единственную в тульском общем образовании студию цифрового дизайна «Digital project». Это стало нам значительным подспорьем не только в образовательной, но и в воспитательной деятельности. Помимо того, что значительно расширились возможности дополнительного образования, благодаря ресурсам студии ребята- активисты школьного самоуправления создают интерьерные баннеры и другие элементы дизайна, которые украшают рекреации школы. Своеобразным новогодним подарком стала победа школа в грантовом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив, о которой мы узнали на днях. Для нас это стало большой неожиданностью, ведь это первый случай, когда образовательное учреждение получило грант культуры. Хотя, наверное, это закономерно, ведь школа специализируется на проблеме культуры в образовании и имеет ряд проектов в этой области. Хочу отметить, что в 2025 году мы отмечаем 95-летие Новомосковска и наш проект «Арт-лаборатория «Цифровое наследие», выигравший грант, посвящён предстоящему юбилею и имеет целью создание цифровой летописи нашего города.
Любая школа славится своими учениками. Есть ли среди ваших выпускников известные личности?
Хоть наша школа и самая молодая в городе, мы выпустили немало замечательных людей. Среди них глава муниципального образования город Новомосковск Алексей Валерьевич Платонов, чемпионка мира и чемпионка Европы по тхэквондо Виктория Романова, главный редактор ТРК «Новомосковск» Ирина Тарасова. Много среди выпускников школы представителей творческих профессий: актёров, музыкантов, певцов, хореографов. Особо мне бы хотелось отметить нашу нынешнюю ученицу 11-го класса Марию Панюкову — финалистку шоу «Голос.Дети» и многочисленных всероссийских творческих конкурсов. Словом, нам есть кем гордиться!
Что вы пожелаете своим коллегам-учителям в наступившем 2025 году?
Я хочу пожелать учителям не забывать об этом, достойно работать, быть примером для подрастающего поколения, творчески относиться к своему нелёгкому труду. В последнее время государство делает не мало для повышения социального статуса учителя, но многое зависит от нас. Важно осознавать, что педагог выполняет важную социальную миссию — даёт знания, воспитывает и является проводником культуры в народные массы. Учителями славится Россия! И я желаю эту славу лишь преумножать!